Политики ПГУПС 2030

Научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок

Бенин Андрей Владимирович

Начальник Научно-исследовательская части

Цель проекта

ПГУПС - Научно-исследовательский центр мирового уровня в области транспорта  и транспортного строительства, провайдер  наукоемких технологий, акселератор инноваций, инкубатор идей по удовлетворению потребностей транспортной и строительной отраслей

Задачи:

Результаты реализации программы развития Университета

Наиболее значимые разработки

Разработка автоматизированной технологической линии производства газобетона автоклавного твердения и создание материала для изготовления блоков с улучшенными физико-механическими свойствами

ЛИНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОБЕТОНА

Описание результата:

Разработана автоматизированная технологическая линия производства газобетона автоклавного твердения производительностью 120 тыс. м3 в год, которая оснащена оборудованием, изготовленным на производственной базе ПГУПС, и обеспечивает выпуск газобетонных блоков с геометрическими размерами высокой точности, имеющих высокое качество по своим физико-механическим показателям

Определены рациональные технологические режимы, давление и температуры, обеспечивающие формирование прочной структуры газобетона с равномерным распределением мелких пор по всему объему, что и обеспечивает высокий показатель прочности на сжатие и улучшенных теплоизолирующих показателей к материалу

Разработаны высокоэффективные составы теплоизоляционного газобетона с уникальным сочетанием улучшенных теплоизолирующих свойств и повышенных показателей прочности на сжатие

Дома возводились с применением газобетона автоклавного твердения,  выпущенного ООО «Оренбургский завод
«Экокирпич» на линии, спроектированной специалистами ПГУПС.

Застройка жилого района Гранд-Парк г. Оренбург, ул. Ильи Глазунова.

В 2023 году начато проектирование технологической линии по производству газобетона автоклавного твердения в г. Всеволжск Ленинградская область – заказчик ООО «Строй-Альянс»

Инновационный способ торкретирования железобетонных, каменных и грунтовых массивов мобильным аппаратом МТА-1С с использованием высокопрочного торкрет-состава, обладающего уникальным сочетанием повышенной адгезионной прочностью, трещиностстойкостью с регулируемым временем схватывания

Описание результата:

Разработанная технология применяется для ремонта железобетонных конструкций (в том числе для восстановления защитного слоя арматуры), каменных и кирпичных конструкций, а также для крепления обнажений породного массива при проходке горных выработок различного назначения. Разработанный материал для укрепления железобетонных и каменных конструкций обладает  набором улучшенных физико-механических показателей

Разработан и создан опытный образец мобильного аппарата для торкретирования поверхностей МТА-1С. Проведено опытное внедрение технологии для ремонта железобетонных конструкций на нескольких объектах

Общий вид мобильного аппарата для торкретирования поверхностей МТА-1С

Процесс нанесения покрытия из торкрет-бетона с помощью мобильного торкрет-аппарата МТА-1С при ремонте вентиляционной шахты метрополитена

Ремонт кирпичной кладки по разработанной технологии торкретирования с применением аппарата МТА-1С

Система автоведения поездов на линии метрополитена

Описание результата:

Разработаны технология, алгоритмы и программное обеспечение для функции автоведения поездов на линии метрополитена. Особенность предложенного продукта состоит в том, что на основе данных от систем диспетчерской централизации о фактических временах проследования поездов на участках формируется программа для ведения поезда на последующих участках с целью компенсации возникших отклонений от нормативного графика

Система реализует энергоэффективное автоведение, при котором машинисту отведены лишь функции контроля за ходом технологического процесса. Все команды для управления тяговыми двигателями (разгон, отключение тяговых двигателей, выбег, прицельное торможение) выполняются системой по оптимальным алгоритмам, компенсирующим сбои в графике

В 2023 году система прошла испытания и принята в постоянную эксплуатацию на 3 линии Петербургского метрополитена

Научные центры и лаборатории

Основные научные мероприятия

Бетанкуровский международный инженерный форум

  • В соответствии с распоряжением Министра транспорта Российской Федерации от 26 января 2018 года № МС-11-р в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I ежегодно проводится Бетанкуровский международный инженерный форум. Традиции, заложенные в начале XIX века Августином Бетанкуром как основоположником транспортного образования, продолжаются и сегодня.
  • Среди организаторов Бетанкуровского международного инженерного форума – Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Администрация Санкт-Петербурга, ОАО «Российские железные дороги», Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Ассоциация ректоров транспортных вузов России и Китая, Ассоциация технических университетов.
  • Ведущие специалисты транспортной отрасли совместно с учеными и представителями образовательных организаций обсуждают вопросы, связанные с:
  • транспортным образованием, инновациями на транспорте и инженерным предпринимательством,

    международным сотрудничеством в области подготовки инженерных кадров,

    созданием и внедрением принципиально новых строительных материалов,

    разработкой новых видов железнодорожного подвижного состава и инновационного железнодорожного пути,

    разработкой новых поколений электродвигателей и инновационных видов транспорта,

    освоением подземного пространства в мегаполисах и особых климатических зонах,

    зеленой логистики и инженерных решений в интересах экологии.

  • Формат Форума предполагает проведение пленарного заседания, работу круглых столов и панельных дискуссий, открытые лекции, конференции и иные мероприятия. По окончании Форума подписываются Соглашения о сотрудничестве с индустриальными партнерами университета

Международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте» (ТЭБТРАНС)

  • Конференция уже много лет, начиная с 2007 года является площадкой, которая предоставляет возможность специалистам в области техносферной безопасности обмениваться мнениями по наиболее актуальным вопросам, помогает устанавливать новые деловые контакты и придает импульс в решении стратегических задач.
  • Среди участников представители органов исполнительной власти, надзорных органов в сфере труда и железнодорожного транспорта, научно-исследовательских институтов, преподаватели высших учебных заведений.
  • В фокусе внимания Конференции ТЭБТРАНС вопросы обеспечения промышленной безопасности, реализация программ по охране труда и экологической ответственности бизнеса, обсуждение итогов, текущих и запланированных изменений в  нормативно-правовой базе, анализ международных практик для возможного применения на внутреннем рынке, обсуждение наилучших доступных технологий, основных трендов в развитии охраны труда, экологической и промышленной безопасности; развитие системы превентивного управления рисками; цифровизация охраны труда; инвестиции в комплексные программы сохранения здоровья и ментального благополучия сотрудников для создания благоприятных условий устойчивого развития компаний.
  • Вопросы управления охраной труда, экологической и промышленной безопасности в современных условиях занимают все более высокие позиции в повестке планирования стратегического развития отраслей промышленности.
  • Во время работы конференции в университете работает тематическая выставка, на которой представляются новейшие инновационные разработки предприятий: оборудование и технологии, обеспечивающие соблюдение норм и требований безопасности.

Международная научно-практическая конференция «Развитие инфраструктуры и логистических
технологий в транспортных системах» (РИЛТТРАНС)

  • Основная цель конференции – обсуждение актуальных вопросов развития крупнейших транспортных узлов страны.
  • Конференция традиционно привлекает ученых российских и зарубежных транспортных вузов, научные интересы которых связаны с развитием транспортной инфраструктуры, организацией и логистикой перевозок, а также  представителей транспортных компаний – партнеров вуза. Особое внимание на конференции уделяется развитию крупнейших транспортных узлов Северо-Запада Российской Федерации. Участники обсуждают проблемы и задачи, которые стоят перед российскими железными дорогами, новые перевозочные технологии, мероприятия по наращиванию мощности транспортных узлов.
  • В рамках круглых столов конференции РИЛТТРАНС поднимаются такие темы, как изыскание, проектирование и строительство объектов транспортной инфраструктуры; организация перевозок: оперативное регулирование движения поездов и обеспечение тяговым подвижным составом на подходах к портам Европейской части России; логистические транспортные системы России: цифровые и технологические решения; электроснабжение железных дорог при критических размерах фактической пропускной способности; подготовка кадров для железнодорожного транспорта: тактика против стратегии; трансформация пассажирского кластера европейской части железнодорожной сети ОАО «РЖД»: скорость, комфорт и безопасность.

Международный симпозиум «Электрификация и электрическая тяга – цифровая трансформация железнодорожного транспорта» (Eltrans)

  • Основная цель Симпозиума «Eltrans» - содействие распространению передового опыта и представление результатов научных исследований и разработок в области совершенствования электрического подвижного состава, инфраструктуры электроснабжения, информационных технологий, автоматики и связи железных дорог. Основная задача форума состоит в объединении научных идеи и опыта специалистов-практиков.
  • В работе Международного симпозиума «Электрификация и электрическая тяга – цифровая трансформация железнодорожного транспорта» (Eltrans) традиционно принимают участие более 300 человек, среди которых руководители подразделений ОАО «РЖД», ученые, представители вузов, специалисты ведущих проектных, научно-исследовательских и смежных транспортных организаций, занимающиеся вопросами развития железнодорожного транспорта, а также созданием образовательных программ в этих областях.
  • Одновременно с конференцией в Университете работает выставка научно-технических достижений в области электроэнергетики и электрического подвижного состава железнодорожного транспорта.
  • Основные рекомендации, принятые на симпозиумах, реализованы на железнодорожном транспорте. Материалы симпозиумов опубликованы в изданиях, предназначенных для руководителей, специалистов и работников железных дорог.

Международный научно-практический IT-форум «Цифровая трансформация образования и транспортной отрасли: анализ опыта и перспективы развития»

  • В 2023 году в ПГУПС впервые проведен Международный научно-практический IT-форум «Цифровая трансформация образования и транспортной отрасли: анализ опыта и перспективы развития».
  • IT-форум, в котором приняли участие представители России и стран СНГ, стал площадкой по обмену опытом по реализации осознанной стратегии цифровизации, учитывающей особенности и специфику деятельности образовательных и транспортных организаций, и способствовал повышению эффективности бизнес-процессов.
  • В форуме приняли участие: руководство Департамента информатизации ОАО «РЖД», представители Департамента квантовых коммуникаций, Главного вычислительного центра, ИВЦ ОАО «РЖД» в Санкт-Петербурге, ВНИИЖТа,  специалисты ГУП «Петербургский метрополитен», руководители транспортных компаний, области информационных технологий, представители образовательных организаций России и стран СНГ, а также студенты, магистранты, аспиранты, научные работники, представители общественности и СМИ.
  • В ходе работы форума были обсуждены актуальные вопросы влияния цифровой трансформации на  образование и транспортную отрасль, интеллектуальные и квантовые технологии, информационная безопасность.
  • Во время проведения Форума участникам были продемонстрированы новинки отечественного оборудования и программного обеспечения, которое можно использовать как в сфере образования, так и в транспортной отрасли.

Студенческая наука

Меры поддержки молодых ученых

Подробнее ➔

Совместный с Октябрьской железной дорогой  - филиалом ОАО «РЖД» бизнес-инкубатор и бизнес-акселератор

Подробнее ➔

Фестиваль «Неделя науки»

Подробнее ➔

Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности

Автоматизированная обучающая система «АОС-ШЧ»

«Автоматизированная обучающая система для дистанции сигнализации, централизации и блокировки» (далее – АОС-ШЧ) разработана Отраслевой научно-исследовательской лабораторией «Автоматизация технического обслуживания, диагностики и мониторинга систем железнодорожной автоматики и телемеханики».

С помощью АОС-ШЧ организуется и осуществляется техническое обучение линейных работников и диспетчерского аппарата подразделений СЦБ.

Благодаря АОС-ШЧ решаются две взаимосвязанные задачи  технической учебы: глубокое изучение принципов и алгоритмов работы устройств железнодорожной автоматики и освоение методов  поиска неисправностей возникающих при их эксплуатации.

АОС-ШЧ позволяет использовать современные компьютерные методы обучения и проверки знаний, обеспечивая повышение уровня квалификации работников за более короткие сроки с лучшим качеством.

АОС-ШЧ не требует от пользователя специальных технических навыков, знаний технологий или программных продуктов, за исключением общих навыков работы с персональным компьютером.

Заказчики: ФГБОУ ВО РГУПС, ООО «ЦАТО», ФГБОУ ВО СГУПС

Комплексная автоматизированная система диспетчерского управления работой линии метрополитена (КАС ДУ)

Разработана специалистами Центра компьютерных железнодорожных технологий Петербургского государственного университета путей сообщений для решения задач по автоматизации управления перевозочным процессом на линиях метрополитена.

Заказчик: ООО «Ленспецавтоматика»